16:15 

Катана

sheer-madness
ФАК!!!


Катана (яп. 刀たな?) — длинный японский меч (дайто:). Действующим российским стандартом ГОСТ Р 51215-98 катана характеризуется как «Японская большая двуручная сабля с клинком длиной более 60 см. В современном японском слово катана также обозначает любой меч. Катана — японское чтение (кунъёми) китайского иероглифа 刀; сино-японское чтение (онъёми) — то:. Слово обозначает «изогнутый меч с односторонним клинком». По форме клинка катана напоминает шашку, однако рукоять у неё прямая и длинная, что позволяет использовать двуручный хват. Навершие отсутствует. Вопреки распространённому мнению, катаной не рубят, а режут, нанося скользящие удары. Небольшой изгиб клинка и острый конец позволяют наносить также и колющие удары. Отсутствие навершия крайне затрудняет фехтование одной рукой, несмотря на стандартную (около полутора килограммов) для клинкового ручного оружия массу. Возможно это объясняется антропометрическими данными японских воинов. В отличие от тати катана — также гражданское оружие самурая, подобно шпаге у европейских дворян XIV—XIX вв.


Составные части катаны
Клинок — Тосин,
Лезвие — Ками,
Хвостовик — Накаго,
Ножны — Сая,
Рукоять — Цука,
Гарда — Цуба,
Верхнее кольцо рукояти — Касира,
Примыкающее к цубе украшение, кольцо, упрочняющее ручку — Фути,
Прокладка между гардой и кольцом — Сеппа,
Клин для фиксации клинка в рукояти — Мекуги,
Украшение на рукояти под (или над) оплеткой — Менуки,
Оплетка — Цукамаки,
Молоточек для разборки меча — Тецу,
муфта для фиксации меча в ножнах — Хабаки.
Катана быстро разбиралась по частям с помощью специального молоточка. Довольно часто на ножнах делались вырезы для ножа козука, который служил как обычный нож в походе и шпильки когаи. Исторически козука и когаи появились на больших полевых мечах тати (или но-тати). Обычно когаи были две - они использовались для развязывания узлов на шнурках которыми крепились доспехи а также как полочки для еды.


История развития
Катана появилась в XV веке как следствие эволюции тати (яп. 太刀?) и использовалась с конца XIV века (ранний период Муромати) как традиционное оружие самурая, прежде всего в комбинации (дайсё, яп. 大小. букв. «большой-малый») с коротким вакидзаси (яп. 脇差, кит. 小刀 сёто, букв. «малый меч»). Катана во многом похожа на более ранний китайский меч мяо дао. Подлинную японскую катану легко узнать по линии закалки (хамон, яп. 刃文;), объясняющейся применением специальной техники ковки и закалки, а также рукояти (цука, яп. 柄;), обтянутой кожей ската и обвитой шелковой лентой. Для обтяжки также применялась обычная кожа. Резные рукояти из твердого дерева или слоновой кости встречаются только у декоративных и парадных мечей. Лезвие катаны состоит как минимум из двух разных сортов стали: вязкого для основы (сердцевины) и твердого для режущей части. Оба компонента сначала очищались путем многократного сложения и сварки, прежде чем из них ковалось лезвие.

В узком смысле катана — изогнутый (режущей частью наружу) полуторный меч с лезвием длиной в два или более сяку (яп. 尺, 2 сяку приблизительно равны 60,6 см) и рукоятью различной длины. Вес 750—1000 г. Если длина лезвия менее двух сяку, то это вакидзаси, если менее одного сяку — кинжал (танто, айкути, хамидаси). Ножны для всех трех видов мечей называются сая; они делаются из дерева и покрываются лаком. Металлические ножны имеют только серийно изготовленные мечи XX века, однако и они оснащены деревянной подкладкой.
Катану и вакидзаси всегда носят в ножнах, заложенными за пояс (оби). Это — принятый способ ношения в обществе, сформировавшийся после завершения войн периода Сэнгоку в начале XVII века, когда носить оружие стало больше традицией, чем военной необходимостью. Когда самурай входил в дом, он вынимал катану из-за пояса. В случае возможных конфликтов он держал меч в левой руке в состоянии боевой готовности либо, в знак доверия, в правой. Садясь, он клал катану на пол в пределах досягаемости, причем вакидзаси не снимался (его самурай носил в ножнах за поясом). Монтаж меча для ношения на улице называется косираэ, сюда входят лакированные ножны сая. В случае отсутствия частой необходимости использовать меч, его хранили дома в монтаже сирасая из необработанного дерева магнолии, защищающем сталь от коррозии. Некоторые современные катаны изначально выпускаются в этом варианте, при котором ножны не покрываются лаком и не декорируются. Подобный монтаж, в котором отсутствовала цуба и другие декоративные элементы, не привлекал внимания и получил широкое распространение в конце XIX века после императорского запрета на ношение меча. Создавалось впечатление, что в ножнах не катана, а бокуто — деревянный меч. В XX веке появились замаскированные мечи, по конструкции схожие с западными шпагами-тростями: лезвие меча покоилось в ножнах, имитирующих посох из бамбука или дерева.

Вплоть до раннего периода Муромати на вооружении состоял тати — длинный меч, который носили на портупее лезвием вниз. Однако начиная с конца XIV века он все более вытесняется катаной. Она носилась в ножнах, закрепленных на поясе с помощью ленты из шелка или иной ткани (сагэо). Вместе с тати обычно носили кинжал танто, а в паре с катаной — вакидзаси.

Изготовление катаны состоит из множества этапов и может длиться до нескольких месяцев. В начале куски стали сорта тамахаганэ складываются вместе, заливаются глинистым раствором и посыпаются золой. Это необходимо для удаления из металла шлака, который в процессе плавления выходит из него и впитывается глиной и золой. После этого куски стали раскаляют, чтобы дать им соединиться друг с другом. Затем полученный блок проковывают молотом: его расплющивают и складывают, затем снова расплющивают и опять складывают — и так удваивают количество слоев(при 10 складываниях 1024 слоя ,при 20 - 1048576) Таким образом углерод распределяется равномерно в заготовке, благодаря чему твердость клинка в каждом его участке будет одинаковая. Далее в блок из тамахаганэ требуется добавить более мягкую сталь, чтобы меч не сломался при больших динамических нагрузках. В процессе ковки, длящейся несколько дней, блок вытягивается в длину и путем композиции полос с различной твердостью создается структура клинка и его первоначальная форма. После этого наносится слой жидкой глины — для предотвращения перегрева и окисления. На режущей части клинка формируется рисунок — хамон. Этот рисунок принимает свой окончательный вид в момент закалки меча и проявляется в процессе полировки. Хамон - это отличительный знак мастера, по которому можно увидеть, кто меч изготовил. Далее следует закалка: меч разогревается до температуры около 840-850 С и быстро охлаждается, вследствие чего атомная структура переходит в состояние мартенсит и меч приобретает чрезвычайную твердость.Так же при закалке меч самопроизвольно изгибается, причем степень и вид изгиба строго индивидуален и зависит от способа погружения в охлаждающую жидкость. После осуществляется долгий процесс придания клинку окончательной формы, заточки и полировки,которую полировщик проводит с использованием камней различной зернистости(до 9 ступеней). При этом мастер уделяет особое внимание достижению идеально плоских поверхностей и строгих углов граней между сопрягаемыми поверхностями. В конце заточки мастер работает очень маленькими камнями-пластинками, которые он держит одним-двумя пальцами или специальными дощечками.С особой тщательностью проводится проявление всех деталей и особенностей хада. В некоторых случаях,в особенности современными мастерами,на не закаленных частях клинка наносится гравировка декоративного характера преимущественно буддийской тематики. После полировки и декорирования рукояти, на которое уходит еще несколько дней, катана готова.


Принято считать, что первая катана была сделана мастером-оружейником Амакуни, что жил в Ямато - одной из провинций Японии - в 8 веке н.э. Позже эта история легла в основу красивой легенды, достаточно правдивой, несмотря на то, что самые древние из найденных катан относятся к 5 веку н.э. В те времена они были выкованы оружейниками рода Ясуцуна из Хоки. Но перед Амакуни стояла более серьезная задача: он должен был вооружить мечами солдат императора. Видимо, масштаб его деятельности был настолько велик, что легенда о нем не затерялась и дошла через столетия к нам.

Амакуни
Однажды, работая в кузнице, Амакуни со своим сыном Амакура услышали шум на улице. Они выбежали на улицу и увидели там солдатов, возвращающихся с войны. Большая часть воинов несли сломанные катаны. Император, проскакавший мимо на лошади даже не взглянул в сторону кузнеца, хотя обычно останавливался, чтобы поприветствовать Амакуни, высказывая ему таким образом благодарность за отлично выполненную работу.
Амакуни забрал у солдат остатки мечей и принялся анализировать причины их поломки. В конце-концов он выяснил, что катаны ломались из-за неправильного процесса ковки стали и ее закалки. При ударе меча о камень или металл, меч крошился.
Осознав, в каких тяжелых боях приходится сражаться воинам императора, Амакуни пообещал выковать такие мечи, которые никогда не сломаются.
Помолившись Богам Синто,Амакуни с сыном приступили к работе. Они нашли лучшие образцы песчаной руды и обогатили их. Целый месяц отец с сыном трудились, стараясь выковать идеальный меч. В результате у них получился острый, слегка искривленный меч, над которым смеялись все кузнецы. Но Амакуни не обращал на них внимания. Вместе с сыном они довели и отполировали клинок своей первой катаны. В течение нескольких последующих месяцев Амакуни выковал всего 30 таких катан.
Через год завязалась очередная война и когда войска возвращались с поля боя, Амакуни встречал их возле своей кузницы и считал: «1,2,3... 27, 28, 29, 30!» Все его катаны были целыми и невредимыми!
Проезжающий мимо император остановился и приветствовал Амакуни: «Ты лучший оружейник во всей империи! Ни один из твоих мечей не подвел нас в боях!».
Амакуни ответил ему: «Я достиг цели всей своей жизни».

Необычный поединок
Однажды в Японии произошел достаточно интересный случай, связанный с катаной. Случилось это в четырнадцатом веке между Масамунэ и Мурамасой – наиболее известными оружейниками того времени. Оба оружейника вонзили по катане собственного изготовления в дно маленького ручья, при этом лезвия их катан были направлены против течения ручья.
Листья в ручье, которые дотрагивались до лезвия катаны, принадлежавшей Мурамасе, рассекались на две части. В то же время листья, подплывавшие к лезвию катаны Масамунэ, не прикасались к нему, а огибали, даже не притронувшись. После этого Мурамаса сказал, что этот поединок он проиграл.
Ведь, как гласит философия меча в Японии, меч не должен являться оружием, несущим опасность и жестокость; он является оружием, приносящим мир, и главное предназначение катаны, как и любого другого меча – это делать всё возможное, чтобы не дать начаться войне. Этот интересный случай вошел в историю катаны, и о нем помнят даже сегодня – в наши времена.

Значение катаны в жизни самурая
Как гласили установки религии буддизма, предназначение любого меча, в том числе и катаны – это приносить мир, а не начинать войну. У бога Мондзю который входил в пантеон, священный для буддистов, в левой руке находится свиток с сутрой, а в правой меч. Этот меч Мондзю создан для того, чтобы избавляться от жадности, глупости и злости людей. А в синтоизме к катане относились как к чему-то магическому, обладающему неземными силами.
Для каждого японского самурая меч является воплощением прямодушия, верности самому себе и чести. В средневековье японцы верили, что у любого меча есть своя волшебная сила и он (так же, как, например, меч Зигфрида в Европе) может делать невероятные вещи для того, чтобы победить зло. Катану клали возле постели умершего человека и возле кроватки новорожденного для того, чтобы к ним не подступились злые духи. Каждый мастер, прежде чем приступить к ковке меча, молился синтоистским богам, чтобы они помогли ему сделать хорошую катану. Каждый самурай оберегал свой меч, как только мог. Со временем обучения владения катаной, самурай начинал все глубже понимать ее суть и старался никогда не расставаться с ней и ничем не опозорить ее.

@темы: статьи

URL
   

Sheer Madness Design

главная